Законодательство об экологически чистых продуктах – стоит ли доверять логотипу?

0
527

Логотип, которым в ЕС отмечают органическую продукцию, безусловно, хорошо узнаваем потребителями – однако он не внушает большого доверия, о чем свидетельствует исследование, проведенное финансируемым Евросоюзом проектом Strength2Food. Такое недоверие со стороны рядовых покупателей во многом связано со слабым пониманием того, как функционирует система органического производства. Чтобы разобраться в этом вопросе, а также понять сферу ответственности различных сторон за контроль соблюдения принципов органического производства, рассмотрим роль Евросоюза в целом и его государств-членов.

Роль Еврокомиссии в решении вопросов органического производства

Генеральный директорат по сельскому хозяйству и развитию сельских районов (DG AGRI) разрабатывает и внедряет политические механизмы контроля производства органических продуктов питания в Европе. Этой структуре подчиняется Комитет по регулированию органического производства, в состав которого входят представители государств-членов ЕС, а также эксперты по техническим вопросам.

Официальный контроль в сфере органического производства возлагается на Генеральный директорат по здоровью и безопасности пищевых продуктов (DG SANTE). Чтобы обеспечить равные условия и меры регламентирования органического производства во всех странах Евросоюза, DG SANTE обеспечивает контроль соблюдения ими установленных правил производства органических продуктов.

Функции и ответственность государств-членов Евросоюза

Хотя законодательство и политика в отношении органического производства разрабатываются на уровне администрации ЕС, отдельные государства-члены несут ответственность за создание и деятельность внутренних систем управления, которые контролируют соблюдение стандартов. В зависимости от индивидуальных условий и особенностей европейские страны могут организовывать государственные, частные или же смешанные системы контроля. Законодательство ЕС требует, чтобы органы контроля обладали соответствующим опытом, оборудованием и инфраструктурой для обеспечения правильного функционирования всей системы органического производства. Минимум 1 раз в год национальные регулирующие органы проверяют производителей органических продуктов и при выявлении фактов несоблюдения установленных стандартов принимают соответствующие меры. В настоящее время существует 250 государственных и частных контрольных организаций, которые осуществляют надзор за органическим производством по всему Евросоюзу.

Нюансы регламентирования импортируемой органической продукции

Органические продукты, произведенные за пределами Европы, часто можно найти на полках супермаркетов, а также на открытых рынках. Чтобы иметь возможность продавать товары с «органической» маркировкой, страны-экспортеры должны интегрировать принципы и правила органического производства, действующие на территории Евросоюза, в свои нормативные акты. Более того, нормы контроля и мониторинга должны быть эквивалентны тем, которые применяются в ЕС. Сегодня многие страны, в частности, Австралия, Канада, Аргентина, Коста-Рика, Чили, Индия, Израиль, Япония, Швейцария, Тунис, США, Новая Зеландия и Республика Корея заключили соглашения с Европейской комиссией относительно импорта органической продукции в ЕС. Также они обязались ежегодно представлять подробные отчеты об используемых в этой сфере системах производства и инструментах контроля.

Что происходит в случае несоблюдения принятых требований?

Если изготовитель органических продуктов питания не соблюдает соответствующие правила производства, то контролирующие органы выносят постановление об изъятии продуктов из оборота или удаления с их упаковки логотипа органической продукции. Если же производитель регулярно нарушает правила, то ему может быть полностью запрещено продавать свою продукцию как органическую на всей территории ЕС.