Почему ирландский продовольственный сектор так беззащитен перед «Brexit без сделки»

0
536

Опора на британский рынок в сочетании с высокими тарифами и давлением бюрократической машины —  пожалуй, худший сценарий для пищевой промышленности Ирландии.

Почему пищевую отрасль так беспокоит возможный выход Великобритании из ЕС?

Великобритания является для ирландских производителей продуктов питания основной площадкой для  экспорта, на него приходится порядка 4,5 млрд. евро из совокупных 12,1 млрд., которые приносит Ирландии продажа продовольствия на внешнем рынке. Особенно зависим от от Британии сектор производства говядины – именно он составляет более 50% всего экспортируемого объема пищевой продукции. Не менее важную роль этот экспортный рынок играет и для молочной отрасли Ирландской республики.

Если произойдет «Brexit  без сделки», то экспортеры продуктов питания в Великобританию с большой вероятностью столкнутся с рядом серьезных проблем, требующих неотложного решения. Наиболее серьезной для многих производителей является угроза введения новых тарифов — налогов на импорт, которыми облагаются продукты питания, поступающие в Великобританию из стран ЕС. Экспортеров в новых условиях также будет ожидать целый ряд новых бюрократических процедур и проверок, а также риск задержек в портах и пунктах транзита — новые таможенные правила и регламентирующие механизмы могут быть введены практически моментально, как только будет принято окончательное решение о выходе Британии из состава ЕС. Это, безусловно, наиболее серьезная угроза для тех, кто экспортирует свежие продукты питания крупными партиями. Для них такие задержки неизбежно приведут к порче товарного вида продукции и финансовым потерям.

Почему Brexit без сделки – настолько плохой сценарий?

Выход без подписания соглашения о свободной торговле, намеченный на 29 марта, – это наихудший из возможных вариантов для ирландских производителей пищевых продуктов, потому что все условия их деятельности изменятся буквально в одночасье. Если же выход удастся отсрочить, то такое развитие событий, возможно, получится отсрочить. Однако в том, что новые таможенные проверки товаров, поступающих на рынок Великобритании, и новые тарифы однозначно будут приняты, не сомневается практически никто.
 
Министр окружающей среды Великобритании Майкл Гоув заявил, что Великобритания действительно введет новые правила и тарифы на импорт продовольствия после Brexit, чтобы защитить свой сектор продовольствия, даже при том условии, что это приведет к повышению цен для потребителей. Некоторые эксперты предполагали, что Британия могла бы проводить политику «доступной еды» — разрешить беспошлинный ввоз. Однако это создало бы ирландским экспортерам другую угрозу — например, им пришлось бы конкурировать с дешевой говядиной из Южной Америки. Комментарии Гоува указывают несогласие Великобритании идти на такие меры, в то же время он не упоминал в своей речи, какая ставка запланирована для разрабатываемых тарифов — а ведь это будет иметь решающее значение.
Если Великобритания примет такие же тарифы на продукты питания, ввозимые из-за пределов ЕС, какие действуют сегодня на всей территории Союза и которые рекомендованы Всемирной торговой организацией, то это создаст существенные проблемы для производителей говядины и молочных продуктов. Также это создаст серьезную угрозу и для других отраслей ирландского пищепрома.
Если соглашение о выходе Великобритании будет заключено, то ее пищепром гарантированно столкнется не только с повышенными тарифами, но и с возросшей конкуренцией на внутреннем рынке. Степень изменений будет зависеть от того, какие условия закрепит соглашение. Однако изначально будет продолжительный переходный период, который продлится, по оценкам специалистов, минимум до конца 2020 года — а это предоставит достаточно времени для адаптации к новым реалиям.

Почем мясная индустрия Ирландии находится под ударом?

Такое положение обусловлено различными факторами. Во-первых, около 52% всей ирландской говядины идет в Великобританию, которая перепродает ее по лучшей цене другим странам Европы. Да и местные потребители привыкли к мясу традиционного травяного откорма, который используют ирландские животноводы. Многие крупные ритейлеры, в том чилсе Asda, Tesco и Sainsbury, полагаются исключительно на ирландскую говядину. Во-вторых, около 60% экспортируемого в Великобританию говяжьего мяса поставляется в свежем виде и имеет короткие сроки годности. Следовательно, любые задержки или перебои с транспортом, связанные с Brexit, обернутся для поставщиков и производителей большой проблемой. Экспортеры же в это время столкнутся с гораздо более строгими таможенными и нормативными требованиями.
 
По предварительным оценкам экспертов мясной отрасли совокупные экспортные тарифы могут составить до 750 млн. евро при экспорте ирландской говядины на сумму около 1,4 млрд. евро. Оплата тарифов будет возложена импортером, однако британские супермаркеты не смогут возложить его на потребителя, а ирландские поставщики не смогут покрыть такие затраты.
Таким образом, весьма вероятен существенный кризис в мясном секторе, в результате которого уровень продаж ирландской говядины в Великобритании продемонстрирует серьезное падение. Некоторую надежду мясопроизводителям дает только потенциальная поддержка сектора со стороны властей. Однако неизбежно последует значительное сокращение рабочих мест и финансовые потери для фермеров, что нанесет большой удар по сельской экономике.
Другие секторы пищевого рынка также подвержены риску — например, компании, поставляющие в Великобританию известный сыр «Чеддер» и многие другие аутентичные продукты, которые традиционно изготавливаются в Ирландии. Они с большой вероятностью тоже столкнутся с повышением тарифов — пусть не столь глобальным, но все же достаточным, чтобы вызвать серьезные трудности на рынке. Немало вопросов вызывает и сфера трансграничной торговли, в которой участвуют производители из Ирландии, — в первую очередь, это компании, поставляющие в Республику молоко от северных переработчиков. В целом же, характер и степень выраженности изменений, которые испытает ирландская пищевая промышленность, во многом зависит от того, какой режим регулирования будет введен после принятия решения о выходе Великобритании из ЕС.

Что можно сделать?

Промышленность и фермеры надеются на существенную поддержку со стороны правительства и Европейской комиссии. Экспортеры продуктов питания говорят, что необходимо сформировать фонд стабилизации тарифов, который поможет компенсировать существенное повышение налоговых и таможенных ставок. При наличии такого фонда ирландские продукты питания смогли бы остаться на рынке Великобритании, пусть и фактически через дочернюю компанию. Фермеры также призывают Еврокомиссию к значительному увеличению оказываемой поддержки и отмене текущих лимитов государственной помощи. В новейшей истории Европы уже имеются аналогичные прецеденты, которые показывают, что такая поддержка не только возможна, но и эффективна. В частности, ЕС поддержал европейских фермеров и производителей продуктов питания после закрытия для них российского продовольственного рынка в 2014 году. Общая поддержка ЕС, оказанная в связи с российским запретом на импорт продукции европейского пищепрома ЕС, составила 1,7 млрд. евро. Из них 770 млн. евро были использованы для дотаций сектору молочной промышленности и животноводства. Еще 200 млн. евро планируется направить на поддержку пищевой отрасли в 2020 году.
 
Вопросы поддержки и помощи ирландским производителям и поставщикам в последнее время активно обсуждаются на каждом заседании Европейской комиссии, но пока не ясно, какую суму способны и готовы предоставить фонды ЕС или насколько гибкой может быть Ирландия в вопросах распределения средств ирландского казначейства.

Чем это обернется для потребителей в Ирландии?

ЕС будет вводить тарифы на импорт продукции из Великобритании после Brexit «без сделки». В результате повысятся цены для потребителей, что, согласно исследованию ESRI, выразится в увеличении стоимостной оценки продуктовой корзины типичного ирландца примерно на 1000 евро. Как и тарифные ставки, цены на розничном рынке будут расти из-за дополнительных расходов, которые понесут поставщики при перевозке продуктов из или через Великобританию в Ирландию. ESRI обнаружил, что в случае введения новых тарифов и увеличения других торговых издержек по сценарию, который получил название «жесткий Brexit», цены на хлеб и крупы могут вырасти на 30%, на молоко, сыр и яйца – на 46%. Повышение цен в других сферах будет менее существенным, так как тарифы на продукты питания — самые высокие.